«Можно оставить неизгладимый отпечаток в истории,
а можно - в судьбе одного человека».
Э. Элгорт

Учитель - как много в этом слове. Каждому человеку на своем жизненном пути встречается учитель по жизни – наставник, который открывает дорогу к знаниям и житейской мудрости. Человек, встреча с которым становится знаковой, а иногда и предопределяющей дальнейшую судьбу. Как правило, это люди, которые учат нас быть сильными, учат уважению, любви к ближнему, вечным ценностям, вкладывают в нас нравственные понятия.

В преддверии Дня учителя мы поговорили с представителями благородной педагогической профессии нашего университета о наставниках в их жизни.

 

Ольшанский Валерий Иосифович
кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теплоэнергетика»

- Встречались ли на Вашем пути люди, которые стали вашими наставниками, оставив неизгладимый отпечаток в душе на всю жизнь?

- На каждом отрезке жизненного пути мне встречался свой наставник, который оставил свой яркий след. В школьные годы таким человеком была учитель математики Вера Гордеевна. На всю жизнь мне запомнился ее облик: горящие глаза, умение преподнести материал и найти подход к каждому ученику.

В 1957 году после окончания 7-го класса я поступил в архитектурно-строительный техникум. Большое впечатление в то время на меня произвел преподаватель дисциплины «Строительная механика». Как сейчас помню, открывалась дверь аудитории, и этот человек стремительной походкой проходил к кафедре. А насколько интересно он вел занятия! Он призывал нас, прежде всего, мыслить, смотреть в глубь вопроса, понимать его суть.

За год до армии, я работал на Витебской ТЭЦ, где мне особенно запомнился мой куратор, главный инженер стройки. На объекте необходимо было уложить перекрытие, однако балки нужного размера не было. Он сказал мне: «Предложи свое инженерное решение!» Я всю ночь изучал специальную литературу в поиске верного ответа и в итоге нашел оптимальное решение. Это был человек огромной эрудиции, который оставил свой особый отпечаток.

Уже в студенческие годы, когда я поступил в Витебский технологический институт легкой промышленности, у меня было несколько ярких наставников, один из которых – Маракушев Евгений Алексеевич. Его манера читать лекции, умение выстраивать диалог с аудиторией вызывала восхищение. На 5 курсе под его руководством я выполнил студенческую работу «Механизм ускорителей для швейного полуавтомата», которая стала лауреатом Всесоюзного конкурса. Благодаря Евгению Алексеевичу я стал работать на кафедре в качестве ассистента. Второй человек, который также оказал влияние на мою жизнь – это к.т.н., профессор Махаринский Ефим Ильич. Это известная, легендарная личность. На лекционных занятиях он всегда легко и непринужденно преподносил сложный материал, но в то же время довольно глубоко разбирал тему. Он оценивал, прежде всего, способность человека излагать свои мысли. Ефим Ильич говорил: «Инженер – это не тот, кто много знает, а тот, кто знает, где найти информацию и, самое главное, как ей воспользоваться».

- Как эти люди повлияли на ваше личностное и профессиональное становление?

- Все эти люди в той или иной степени способствовали моему становлению как ученому. Они научили меня следующим вещам: первое – не принуждать к обучению, а ставить проблему и призывать взглянуть на нее глубже в поиске решения. Второе – умение работать с людьми, видеть в студенте человека, личность. Это сформировало и во мне преподавателя. Одни считают, что студента нужно «наполнить» знаниями, другие – что его нужно «зажечь». Я же считаю, что студента нужно «и наполнить, и зажечь».

- Какие ценные советы Вам дали наставники?

-Если обобщить, самый главный совет и квинтэссенция мудрости – «спешить делать добро людям и верить в то, что тебе ответят тем же».  

- Каждый преподаватель выбирает свой путь к ученику. В чём отличие Вашего подхода к обучению?

- На экзаменах и зачетах я всегда разрешаю пользоваться литературой и собственным конспектом, который человек наработал своим трудом. Для меня главное – умение применять знания. Также особенность моего подхода - вера в студентов и уважительное отношение к ним. Студенты, как правило, это всегда чувствуют и отвечают тем же.

- Кто из современных ученых вызывает у Вас восхищение?

- Ученые, которые оставили неизгладимый след своими трудами и научным подходом - это Полухин Валентин Павлович, Коган Александр Григорьевич, Махаринский Ефим Ильич. Это по-настоящему великие ученые.

-Что бы Вы хотели пожелать коллегам в преддверии праздника Дня учителя?

- Главное, что я хотел бы пожелать, чтобы из уст студентов в адрес преподавателя чаще звучало слово «СПАСИБО».

 

Ковальчук Елена Александровна,
кандидат технических наук, доцент, декан заочного факультета

- Встречались ли на Вашем пути люди, которые стали вашими наставниками, оставив неизгладимый отпечаток в душе на всю жизнь?

- В моей жизни, к счастью, именно такие педагоги и встречались, начиная со школьной скамьи. Однако наибольший след оставила учитель русского языка и литературы, наш классный руководитель Давыдова Галина Ивановна. Ее, к сожалению, с нами уже нет, однако в памяти живут ее занятия, которые были самыми запоминающимися. Она всегда давала нам возможность задуматься над произведением, поставить себя на место героя, проанализировать, почему он поступил так, а не иначе. Каждый урок – это было что-то поразительное и необыкновенное. Особенно запомнились ее слова: «Ненависть к человеку – такое же сильное чувство, как и любовь. Но равнодушие – это самое страшное, что может быть во взаимоотношениях с людьми». В своей жизни я часто обращалась к этим словам и старалась следовать этому принципу.

В студенческие годы, которые плавно перешли и в профессиональные, я обучалась на кафедре «Конструирование и технология изделий из кожи». Именно на этой кафедре жизнь «столкнула» меня с профессором, д.т.н. Буркиным Александром Николаевичем, который в дальнейшем стал моим научным руководителем и наставником по жизни. Александр Николаевич верил в мои возможности даже тогда, когда я сама сомневалась в них. Это всегда окрыляло и давало возможность и силы идти вперед. Бывает, пройдя определенный путь, обернешься назад в прошлое и думаешь: «Неужели я это смогла?» Я очень признательна Александру Николаевичу за его поддержку, помощь и направление в жизни.

- Как эти люди повлияли на ваше личностное и профессиональное становление?

- Оценивая каждый этап своей жизни, самое главное, чему я научилась у своих наставников, – это верить, доверять и помогать людям, которые тебя окружают, будь то профессиональные или же личностные взаимоотношения.

- Какие самые ценные советы, напутствия дали Ваши наставники?

- Запомнилось напутствие Александра Николаевича, что необходимо идти вперед и никогда не сдаваться. Если поставил цель, нужно следовать ей до конца, даже если результат оказался вовсе не тем, что мы ожидали. Стараюсь активно руководствоваться этим лозунгом.

- Каждый преподаватель выбирает свой путь к ученику. В чём отличие Вашего подхода к обучению?

- Мой подход заключается в том, чтобы увидеть в каждом студенте индивидуальность и заинтересовать его. Когда видишь, что во время чтения лекции студенты не отвлекаются на гаджеты, а с интересом слушают, задают вопросы, у них «горят» глаза, то получаешь настоящее удовлетворение от своей работы.

- Кто из современных ученых вызывает у Вас восхищение и почему?

- Вызывают уважение и восхищение многие преподаватели нашего университета. Люди занимают руководящие должности, но при этом находят в себе силы и энергию принимать участие в научных проектах, готовить студентов для участия в конкурсах, вести собственную научную деятельность. Это радует, что такие люди есть в нашем университете.

- Что бы Вы хотели пожелать коллегам в преддверии праздника Дня учителя?

- В первую очередь мне, конечно же, хотелось бы пожелать здоровья, творческих успехов. Всегда радуешься, когда открываешь сайт университета и видишь, какие победы завоевали наши преподаватели. Также хотелось бы пожелать одаренных студентов, счастья, удачи, сил и энергии на новые победы.

 

Рыклин Дмитрий Борисович,
профессор, доктор технических наук,
заведующий кафедрой «Технологии текстильных материалов».

- Встречались ли на Вашем пути люди, которые стали вашими наставниками, оставив неизгладимый отпечаток в душе на всю жизнь?

- Мы учимся у многих людей, которые встречаются нам на жизненном пути. Мы учимся у своих родителей и детей, коллег и студентов. Однако наставниками можно назвать лишь немногих. В моей жизни такие люди, несомненно, были. Когда я учился в Витебском технологическом институте легкой промышленности, моим первым наставником был профессор кафедры «Технология машиностроения» Махаринский Ефим Ильич, научный руководитель моего дипломного проектирования. Он заложил во мне основы и дал мне понимание того, как следует относиться к исследовательской деятельности, как работать над текстом, как планировать научные эксперименты и осуществлять обработку полученных результатов. Это был действительно бесценный опыт общения. А главным моим наставником по жизни я считаю Когана Александра Григорьевича, который до 2014 года возглавлял кафедру «Прядение натуральных и химических волокон», а затем работал профессором кафедры «Технология текстильных материалов». Более 25 лет мне довелось работать с этим человеком: как в рамках написания кандидатской и докторской диссертаций, так и в качестве коллег. Александр Григорьевич – учитель в очень широком смысле. Несмотря на то, что он является научным руководителем у трех с половиной десятков аспирантов, успешно защитивших диссертации, назвать его своим учителем могут сотни выпускников. Он учил нас фундаментальным вещам: как широко смотреть на решаемую проблему, как планировать свою работу, как общаться с представителями промышленности и даже как следует выглядеть. И кстати, сам Александр Григорьевич невероятно уважительно относится к своим учителям и всегда стремился воспитать такое отношение у своих учеников. Я считаю, мне повезло учиться у этих людей.

- Какие самые ценные советы, напутствия Вам дали Ваши наставники?

Не могу выделить что-то определенное. Работа в университете многообразна, поэтому полученные за 25 лет знания невозможно свести к одной формулировке.

- Каждый преподаватель выбирает свой путь к ученику. В чём отличие Вашего подхода к обучению?

- Мне важно в общении со студентами, прежде всего, чтобы оно было человеческим. Чтобы студенты видели во мне человека, к которому можно в любой момент обратиться за помощью, задать любой интересующий вопрос в рамках изучаемых дисциплин. Я по возможности всегда стараюсь идти им навстречу. Для меня также важно, чтобы студент не столько писал конспект, сколько понимал и ориентировался в теме. В современном мире существует огромное количество разнообразной и доступной информации. Думаю, что очень важно научить студента ее анализировать, а также развить у него навыки технической речи, что при последующей его работе на предприятии окажется более полезным, чем выученные книжные формулировки.

- Что бы Вы хотели пожелать коллегам в преддверии праздника Дня учителя?

Я хотел бы пожелать, чтобы профессия преподавателя приносила радость от встречи со студентами, а также видение перспектив, стабильности и креативности.

 

Рудко Елена Антоновна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»

- Встречался ли на Вашем пути человек, который стал Вашим наставником, оставив неизгладимый отпечаток в душе на всю жизнь?

- Для меня образ наставника, скорее, собирательный. В каждом человеке мы так или иначе отмечаем наиболее симпатичные нам черты и качества, которые, быть может, мы хотели бы перенять. Однако в своей жизни я могу выделить человека, на которого мне хотелось бы равняться – моего научного руководителя в аспирантуре, Кудряшову Елену Владимировну, д.ф.н., профессора, академика Российской академии наук. Что меня особенно впечатлило в общении с этим человеком, так это то, что с одной стороны, высокий социальный статус, а с другой – простота, душевность и готовность прийти на помощь.

- Как этот человек повлиял на ваше личностное или профессиональное становление?

- Елена Владимировна своим примером показала важность уважительного отношения ко всем людям, не взирая на должности и звания, будь то студент-первокурсник или доктор наук. Это простая истина, которой я стараюсь руководствоваться всегда.

- Какой самые ценный совет дал Ваш наставник?

- Я думаю, это человек такого уровня, который не дает советов и не призывает вести себя каким-то определенным образом. Главное – поступать по совести и делать все от себя зависящее.

- Каждый преподаватель выбирает свой путь к ученику. В чём отличие Вашего подхода к обучению?

- В своей работе я следую основным педагогическим принципам: научности, системности, последовательности, доступности подачи изучаемого материала. При этом обязательным является взаимное уважение во взаимодействии со студентами, принятие, возможность компромисса в решении проблемных ситуаций. Наряду с образованием и воспитанием, одна из задач преподавателя социально-гуманитарных дисциплин – показать альтернативное видение человека в этом мире, для того, чтобы студент, используя способность к критическому мышлению, смог сделать правильный выбор. Никогда не сравниваю студентов между собой, но обращаю внимание на прогресс конкретного человека. Отрадно видеть, когда студент, который с трудом справлялся с определенным заданием на 2-м курсе, просто блестяще выполняет более сложное на 4-м. Значит, все не зря.

- Кто из современных ученых вызывает у Вас восхищение?

- Ученые у меня в целом вызывают уважение, потому что научная деятельность – это сложный, каждодневный труд, вне зависимости от направления. И если человек смог достичь определенного результата, уже сам этот факт вызывает почтение. В связи с этим, сегодня, накануне профессионального праздника, я воздержусь от того, чтобы называть конкретные фамилии только отдельных людей.

- Что бы Вы хотели пожелать коллегам в преддверии праздника Дня учителя?

- Я хотела бы пожелать коллегам чаще получать удовлетворение, как от процесса, так и от результатов своей работы. Чтобы студенты как можно чаще предоставляли нам такую возможность.  Для преподавателя очень важно видеть плоды своих трудов в студентах и осознавать, что все не просто так.

 

Материал подготовлен Анной Самоховец,
специалистом по связям с общественностью
Центра маркетинга и международного сотрудничества