Экологическое образование в ЕС (или Вкус «Мусорных Помидоров»)

В рамках международного проекта программы TEMPUS EcoBRU «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины» участники от УО «ВГТУ» (совместно с ПолесГУ ГГУ имени Ф.Скорины) в феврале – марте 2016 года проходили стажировку в европейских университетах по актуальным вопросам экологического образования. Сотрудники ВГТУ изучили экологические аспекты образования в университетах, высших школах, профтехучилищах и школах Германии, Латвии и Чехии. Своим опытом в этой области поделились партнеры проекта в университетах г. Падерборна, Бремена, Риги и Брно.

Вопросам охраны окружающей среды в странах ЕС уделяется самое пристальное внимание. Экологическая тематика пронизывает все уровни образования. С немецкой педантичностью с раннего возраста детей приучают видеть экологические проблемы и принимать самое активное участие в их искоренении.

Современное экологическое образование отдаляется от изучения классической экологии, когда на занятиях учеников знакомят, к примеру, с консументами и редуцентами, с бентосом и фитопланктоном. Такие знания пригодятся редким специалистам. Зато всем необходимо знать, как экологические закономерности отражаются в нашей реальной жизни. Экология – та уникальная область, где нет мастерских или клиник, но каждый человек занимается экологической практикой, будь он водителем, химиком, отдыхающим на пляже и даже просто обитателем квартиры. Каждому приходится в конкретных ситуациях принимать решения, которые могут позитивно или негативно отразиться на окружающей среде. Поэтому в настоящее время образование преобретает четкую практико-ориентированную направленность.

Новые подходы в образовании обеспечивают не просто репродуктивное усвоение экологических знаний учащимися, а реальное формирование у них в процессе обучения практической способности и готовности применять эти знания в конкретной социальной и профессиональной деятельности на основе экологически ориентированной системы мировоззренческих представлений и ценностей. Экологическое образование становится составной частью образования для устойчивого развития.

В рамках концепции устойчивого развития европейская система экологического образования охватывает все уровни университетского образования: бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Отдельных курсов по экологии в университетских программах – нет. Вся проблематика экологических компетенций включена как в блок естественнонаучных, социально-гуманитарных так и специальных дисциплин.

Обучающие программы защиты окружающей среды лежат в основе изучения химии, современных производственных технологий, экономики и даже дизайна. Так, например, в Латвийском университете (г. Рига) в рамках концепции практикоориентированного обучения изучаются также курсы как химия окружающей среды и экологически чистых технологий, менеджмент окружающей среды, экономика окружающей среды, экодизайн и др.

Участники стажировки в ходе ознакомительных экскурсий на полигоны твёрдых бытовых отходов Гетлини (Латвия) и Центр утилизации отходов Падерборн (Германия) ознакомились с эффективной организацией утилизации мусора в европейских странах. В основе последней лежит раздельный сбор отходов, производство биогаза и энергии, используемых в тепличных хозяйствах.

Кстати, как отмечает Ирина Семенчукова, координатор проекта EcoBRU от УО «ВГТУ», вкус тепличных помидоров экополигона Гетмини ничем не отличается от наших белорусских помидоров, только цена в 4,5 Евро – немножко кусается!

Интеграция белорусской системы университетского образования в Болонский процесс должна учитывать европейские стандарты образования. Опыт преподавателей УО «ВГТУ», приобретенный в ходе стажировки по проекту программы TEMPUS EcoBRU «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины», должен стать одним из кирпичиков создания европейской системы экологического образования в Республике Беларусь.