English    Russian
События и люди
14.05.18 
14.03.18 
05.02.18 
29.01.18 
19.01.18 
16.11.17 
20.10.17 
19.10.17 
31.07.17 
10.07.17 



Проект способствует развитию системы непрерывного образования для целевых групп преподавателей в сфере профобразования и учителей общеобразовательных школ в Беларуси, России и Украине. Для данных целевых групп будут разработаны и внедрены учебные дистанционные курсы по экологии, что соответствует приоритетным направлениям правительственных программ в области экологического образования в контексте многоуровневой системы образования в Беларуси, России и Украине. Координатором проекта является Университет Бремен.

В реализации проекта участвуют также университеты из Гомеля, Минска и Витебска (Беларусь), Липецка, Магнитогорска, Новгорода, Новосибирска, Ростова на Дону, Санкт-Петербурга (Россия), Киева, Симферополя/Севастополя, Чернавцов, Переяслав-Хмельницка (Украина). Их поддерживают европейские университеты-партнеры из Германии, Латвии, Словакии и Чехии.

Мероприятия, проводимые в первый год реализации проекта, будут нацелены на подготовку преподавателей университетов стран-партнеров, на проведение концептуального анализа проблематики, а также на разработку системы дистанционного обучения. Основная задача второго года реализации проекта – разработка курсов; в течение третьего года будет проведено тестирование, внедрение и доработка программного продукта.

Экологические проблемы, обусловленные развитием промышленности и транспортной отрасли в Беларуси, России и Украине, хорошо известны. В трех вышеназванных странах данные проблемы обозначены на законодательном уровне, определены штрафные санкции, следующие за нарушениями. Тем не менее, в последнее время загрязнение окружающей среды значительно увеличилось в основном из-за увеличения промышленного производства и существенно возросшего автомобильного трафика. Причины этого кроются, с одной стороны, в недостаточно выраженной юридической ответственности и недостаточном контроле со стороны соответствующих инстанций. С другой стороны, отсутствуют необходимые компетенции в сфере экологически ориентированного образования, а также недостаточно проявляется т.н. экологическая ответственность. Если в обществе сможет укорениться сознание необходимости защиты окружающей среды, то станет возможной реализация современного экологического знания на всех уровнях системы образования, а.и. в сфере профессионально ориентированного образования, высшего и последипломного образования. С этой целью в Беларуси, России и Украине были приняты многочисленные законы и предписания. Тем не менее, по-прежнему не хватает квалифицированных специалистов, которые смоли бы воплотить законодательные инициативы с учетом научного базиса.

Существуют две основные проблемы.

С одной стороны, экология является междисциплинарной наукой. В основе экологических проблем лежат разнообразные причины, которые проявляются в различных химических или биологических процессах. Учитывая многообразие и сложность данных причин, традиционные образовательные подходы не дают ответ на поставленные вопросы, определяют симптомы или предлагают способы уклонения от проблемы.

Вторая проблема заключается в методике преподавания экологического знания.

«Очевидные» экологические проблемы в физической, химической и биологической форме вполне объяснимы при помощи естественнонаучного анализа – такой анализ является стандартным в системе научного образования.

Проблема состоит в том, что это знание носит теоретический характер и не развивает практико-ориентированную компетентность. Практико-ориентированный подход в экологическом образовании реализуется лишь тогда, когда определяются естественнонаучные основы экологических проблем в контексте профессиональной деятельности человека. Разработанные с учетом выше названных факторов стратегии определяются как рациональное знание, которое интегрируется в содержание учебных планов и программ.

Экологическое образование в этом смысле является эффективным лишь тогда, когда оно передается преподавателями вузов, ссузов и общеобразовательных школ.

В последние годы поддержку получили несколько TEMPUS-проектов, в центре внимания которых находились экологические темы. В реализации данных проектов принимали участие партнеры из Беларуси, России и Украины. В основном эти проекты были сосредоточены либо на разработке отдельных дисциплин, либо на проблемах, находящихся на точках пресечения экологии и экономики. Целевым приоритетом было реформирование учебных планов высшей школы. До настоящего времени не был реализован ни один TEMPUS-проект, охватывающий экологическую проблематику в контексте многоуровневой системы образования. В связи с вышесказанным проект «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины» ставит следующие задачи:

  1. провести анализ существующих учебных планов в сфере общего и профессионального образования, выявить слабые стороны и недостатки;
  2. на семинарах в рамках дидактики экологического образования и актуальных тем в области защиты окружающей среды совместно определить практико-ориентированные цели и соответствующие им педагогические технологии;
  3. на базе задач (1,2) выработать для учителей общеобразовательных и профессионально ориентированных учебных заведений общую концепцию экологически ориентированных программ повышения квалификации и переподготовки кадров;
  4. способствовать реализации принципов практико-ориентированной экологической компетентности в сфере школьного и профессионально ориентированного обучения;
  5. способствовать интеграции учебных целей экологически ориентированного содержания в сферу многоуровневой системы образования Беларуси, России и Украины, тем самым поддерживая мероприятия по защите окружающей среды в странах-партнерах.

С целью популяризации предлагаемые курсы повышения квалификации будут разрабатываться как дистанционные. Кроме этого запланирована работа по модернизации учебных планов с учетом экологически ориентированной концепции, разработанной в рамках семинаров (п.2), как с методической точки зрения, так и в содержательном плане.

Соответственно сформулированы цели проекта:
  1. Разработка программ повышения квалификации по экологическому образованию для учителей и преподавателей в контексте многоуровневой системы образования в Беларуси, России и Украине.
  2. Тестирование, внедрение, признание на официальном уровне и последующее использование учебных дистанционных курсов по экологическому образованию учителей и преподавателей в контексте многоуровневой системы образования.
  3. Внедрение и модернизация учебных программ с учетом экологически ориентированного содержания и защиты окружающей среды.

Реализация вышеназванных целей проекта направлена на повышение квалификации учителей общеобразовательных школ и преподавателей системы профобразования. Результат проекта является важным также и для преподавателей вузов, которые смогут улучшить качество подготовки и повышения квалификации учителей. Концепция проекта разрабатывалась постепенно. Первая заявка была инициирована консорциумом TEMPUS-проекта IB_JEP-27115-2006 и представлена в рамках проекта 158890-TEMPUS-1-2009-1-DE-TEMPUS-JPCR, который был отклонен по формальным причинам. Следующая, снова неудачная заявка, была подана в рамках программы TEMPUS IV под номером 511222-TEMPUS-1-2010-1-DE-TEMPUS-JPCR. После многих консультаций, среди которых были также консультации с бюро TEMPUS, было решено изменить состав консорциума, тем самым расширить представительство партнеров из Беларуси, усилить заявку концептуально и снова участвовать в конкурсе.

Для достижения целей проекта в состав консорциума включены партнеры, обладающие различными компетенциями:

  • высшие учебные заведения из Беларуси, России и Украины, реализовывающие/планирующие реализовывать программы повышения квалификации и переподготовки кадров и обладающие соответствующими базами и ресурсами. Данные УО также должны обладать опытом реализации программ в сфере экологически ориентированного образования. К этой группе относятся в Беларуси: МГЭУ имени А.Д.Сахарова (Минск), ВГТУ (Витебск), ГГУ имени Ф.Скорины (Гомель), ПолесГУ (Пинск); в России: ПГУПС (Санкт-Петербург), ЛГТУ (Липецк), РГСУ (Ростов), МГТУ (Магнитогорск), СГГА (Новосибирск); в Украине: НТУ (Киев), ТНУ имени В.И. Вернадского (Симферополь), ЧНУ имени Ю.Федьковича (Черновцы), ПХГПУ (Переяслав-Хмельницк).
  • Высшие учебные заведения в ЕС, обладающие многолетним опытом работы в сфере профобразования и повышения квалификации, а также опытом работы в сфере экологического образования: Университет г.Бремен и Университет г.Падерборн. С учетом междисциплинарного подхода и связанного с представленной тематикой многообразия экологических проблем в консорциум входит также Университет г.Жилина, обладающий опытом в сфере гражданского и промышленного строительства, базирующимся на экологическом знании, а также опытом планирования инфраструктуры. В состав консорциума входит Латвийский университет, который обладает многолетним опытом работы в сфере повышения квалификации по темам экономики и экологии, а также Центр транспортных исследований ОИИ, обладающий специальными знаниями в сфере экологического транспорта. Таким образом, профессиональные компетенции партнеров из ЕС коррелируют с профессиональными компетенциями партнеров из Беларуси, России и Украины.
  • Учреждения образования в странах-партнерах (РИПО и РИВШ в Беларуси; НИРО в России и НАПН в Украине), имеющие влияние в сфере образования и повышения квалификации. Данные УО необходимы в консорциуме для качественного и эффективного проведения запланированного анализа, а также для обеспечения и признания на национальном уровне стандарта качества разработанного в рамках проекта программного продукта.
  • Организации-партнеры, обладающие опытом разработки курсов дистанционного обучения, которые будут поддерживать менее опытных партнеров в разработке и реализации программ дистанционного обучения: УПБ, УЖ, ПГУПС, ЛГТУ и НТУ.
  • Организации-партнеры, обладающие опытом менеджмента международных проектов. Это, в первую очередь, УПБ, ПГУПС и НТУ, работающие в проекте в тесном взаимодействии с МГЭУ имени А.Д.Сахарова.

Дополняют консорциум ДИСТАНТ, НХТК имени Д.И. Менделеева и профессионально ориентированные учреждения образования, включенные в структуру высших учебных заведений, обладающие многолетним опытом реализации программ профобразования в Беларуси, России и Украине, а также ООО Кауфман Унтернеменсбератунг, осуществляющий контроль реализации мероприятий проекта.

В консорциум проекта входят партнеры как обладающие многолетним опытом реализации проектов TEMPUS, так и имеющие небольшой опыт международной проектной деятельности или ранее не принимавшие участия в проектах. Несколько партнеров имеют опыт совместной проектной деятельности, что будет способствовать беспрепятственной реализации намеченных целей.

Основная цель проекта – это разработка, внедрение и дальнейшая реализация учебных курсов в рамках повышения квалификации для преподавателей системы профобразования и учителей общеобразовательных школ в области экологического образования. Результаты проекта будут способствовать реализации практико-ориентированного подхода в преподавании экологических дисциплин. В связи с этим рассматриваются оба аспекта: содержательный и методический. В содержательном плане речь идет об определении проблемного поля и анализе экологических проблем в их связи с деятельностью человека с учетом естественнонаучной сферы. Так определяются:

  1. сферы деятельности, ведущие к возникновению экологических проблем;
  2. стратегии в области предупреждения и сокращения экологических проблем;
  3. практико-ориентированные цели обучения с последующей разработкой учебных планов.

В рамках методического аспекта будут разработаны технологии и методы, позволяющие учителям общеобразовательных школ в Беларуси, России и Украине, способствовать формированию у учеников практико-ориентированного знания. Университеты-партнеры со своей стороны занимаются анализом экологических проблем.

Университеты-партнеры из Беларуси, России и Украины в решении экологических проблем практически не взаимодействуют с промышленными предприятиями, что можно отнести к традициям и наследию времен СССР. В рамках проекта EcoBRU актуальной является проблематика защиты окружающей среды и роль промышленных предприятий. Данная проблематика конкретизируется следующим образом:

  • экологические проблемы, возникающие в сфере промышленных технологий и процессов релевантны в Беларуси для МГЭУ имени А.Д. Сахарова, ВГТУ, ГГУ имени Ф. Скорины, ПолесГУ, в России - для ЛГТУ, МГТУ, СГГА, УНУ имени Ю. Федьковича, а также для НХТК имени Д.И. Менделеева.
  • Экологические проблемы в сфере транспорта релевантны для ПГУПС, ЛГТУ, РГСУ, МГТУ (Россия), НТУ (Украина).
  • Экологические проблемы в сфере инфраструктуры и территориального планирования релевантны для ПолесГУ (Беларусь), ПГУПС, МГТУ (Россия), ТНУ, УНУ имени Ю. Федьковича (Украина).
  • Экологические проблемы в области экономики и экологии релевантны для МГЭУ имени А.Д. Сахарова, ПолесГУ (Беларусь), ТНУ, ПХГПУ (Украина).

В рамках совместного семинара по вопросам дидактики преподавания экологических дисциплин будут обозначены сферы профессиональной деятельности, находящиеся в тесной связи с экологической проблематикой.

При содействии экспертов, как правило, ученых, социологов и экономистов, в соответствующих учреждениях образования будут представлены стратегии в области предупреждения и сокращения экологических проблем, будет проведен анализ учебных планов общеобразовательных школ и профессионально ориентированных учреждений образования, а также проведено анкетирование преподавателей (РП2). Исходя из этого, университеты-партнеры разработают концепцию курсов повышения квалификации, где будут обозначены цель и задачи, содержание, методика, объем, длительность и форма контроля. Разработанные курсы пройдут процедуру согласования с РИПО, РИВШ, НИРО и НАПН, а также с партнерами из ЕС. Согласованные курсы являются основой для разработки учебно-методических и дидактических материалов. Одновременно с подготовкой курсов и разработкой материалов будут проведены 3 семинара по темам защиты окружающей среды, проведен анализ содержательной стороны с целью выявления слабых сторон и недостатков, а также будут намечены пути решения выявленных проблем. Кроме того, преподаватели из каждого университета-партнера Беларуси, России и Украины получат возможность углубить свои знания в области дидактики преподавания экологических дисциплин, а также по темам защиты окружающей среды в рамках стажировки на базе университетов-партнеров ЕС . В период стажировки для преподавателей из университетов-партнеров будут организованы семинары-тренинги, где они смогут применить на практике новые методы. Преподаватели из Беларуси, России и Украины будут обеспечены также специальной литературой. При необходимости они смогут до начала стажировки пройти языковую подготовку.

Курсы повышения квалификации разрабатываются в формате курсов дистанционного обучения. При этом, если ПГУПС (Россия) и НТУ (Украина) обладают многолетним опытом разработки таких курсов и программ, имеют хорошо развитые системы дистанционного обучения, в свою очередь ЛГТУ (Россия) и ТНУ (Украина) обладают опытом работы в данной сфере, то возможности остальных университетов-партнеров ограничены и представлены традиционными предложениями без широкого использования системы дистанционного обучения. Поэтому до разработки учебно-методических материалов в этих университетах должна быть создана система дистанционного обучения. В течение 2 семинаров (3.1.2) ПГУПС и НТУ окажут консультативную помощь, а также техническую поддержку университетам-партнерам. УПБ и УЖ обеспечат дидактическую поддержку.

После того, как в университетах-партнерах будут установлены и апробированы системы дистанционного обучения, разработаны учебные материалы, каждый университет представит 3 курса для каждой целевой группы, а.и. для группы преподавателей системы профобразования и учителей общеобразовательных школ. 2015-2016 учебный год – начало использования разработанных курсов и программ. До этого пройдет апробация данных курсов в рамках учебного процесса. До М32 все курсы должны быть апробированы в группах с не менее 10 участниками.

В рамках мероприятий по повышению квалификации, проводимых в проекте для преподавателей из Беларуси, России и Украины, и в процессе разработки курсов преподаватели приобретут необходимые компетенции в области практико-ориентированного обучения. Данные компетенции необходимы не только для ППС, но и для университетов-партнеров в целом. В связи с этим, в университетах Беларуси, России и Украины в рамках РП6 с М22 будет проведен анализ действующих учебных программ с учетом той проблематики в области экологии, которая была выявлена в процессе подготовки курсов. Как минимум для 3 учебных курсов будут адаптированы и интегрированы разработанные в рамках проекта учебно-методические материалы. Кроме того, будут использованы и методико-дидактические аспекты преподавания экологических дисциплин, адаптированы к содержанию действующих учебных курсов и программ. Данные мероприятия будут способствовать модернизации действующих учебных курсов и программ, а также повышению качества преподавания в контексте практико-ориентированного обучения. Принимая во внимание тот факт, что около 7% выпускников вузов Беларуси, России и Украины будут работать учителями, можно утверждать, что результаты проекта будут способствовать реализации принципа непрерывного обучения «lebenslanges Lernen (образование через все жизнь)».

Благодаря участию в проекте РИПО, РИВШ (Беларусь), НИРО (Россия) и П-ХГПУ и НАПН (Украина) в проектные мероприятия буду вовлечены представители целевых групп проекта. Кроме этого в мероприятиях проекта будут участвовать, непосредственно или опосредованно, и другие целевые группы. Данное участие предусмотрено в рамках реализации РП2 (анкетирование ППС), в процессе анализа целей и структуры курсов (4.1.2, 4.2.2), в процессе разработки концепции курсов, мероприятий по внедрению и распространению результатов проекта, а также в рамках постоянного анкетирования участников. В рамках заключительной конференции будут подведены итоги.

Согласование целей, структуры и методов будет проходить в рамках региональных семинаров, которые будут проводиться на базе университетов-партнеров в Беларуси, России и Украине соответственно для учителей общеобразовательных школ и преподавателей системы профобразования. Своевременное привлечение ППС к проектной деятельности может быть гарантом того, что учебные курсы будут разрабатываться с учетом потребностей целевых групп, которые будут непосредственно задействованы в рамках реализации РП7. В целях обеспечения результативности, разрабатываемые курсы будут подвергнуты еще на стадии концептуального анализа качественному контролю со стороны партнеров из ЕС. Под руководством ЛУ (Латвия) партнерами из ЕС будет проведен анализ и дана оценка представленным концепциям и материалам, а также предложены способы оптимизации подготовки учебного продукта (РП9.1). Кроме этого, будет проведен анализ представленных отчетов партнеров из Беларуси, России и Украины, анализ результатов анкетирования, а также анализ отчетов РИПО, РИВШ, НИРО, П–ХГПУ и НАПН. Результаты проведенной работы будут представлены в рамках семинаров (РП9.1).

Продуктивность и результативность проекта поддерживается на уровне 3-хступенчатого менеджмента. Во-первых, общее координирование и контроль осуществляет УБ, который принимает основные решения совместно с Комитетом по управлению проектом (РП1), а также контролирует реализацию проекта совместно с УПБ и КUB. Кроме этого, УБ осуществляет контроль бюджета проекта и ведет учет средств. Во-вторых, координаторы от университетов-партнеров на национальном уровне осуществляют контроль мероприятий в рамках проекта, а также контроль и расходование поступающих средств. Координаторами на национальном уровне являются: в Беларуси – МГУ имени А.Д. Сахарова, в России – ПГУПС, в Украине – НТУ. В-третьих, контроль и управление осуществляются также на уровне отдельно взятых университетов, которые отвечают за качественное и своевременное проведение запланированных мероприятий на базе конкретного учреждения образования.

Основная цель проекта – разработка новой концепции практико-ориентированного экологического образования в университетах Беларуси, России и Украины. Данная цель реализуется, прежде всего, в разработке новых учебно-методических материалов для курсов повышения квалификации, которые будут реализованы в рамках учебных программ.

Мероприятия по распространению результатов проекта нацелены на подготовку определенных групп. Разработанные курсы должны привлечь внимание и вызвать заинтересованность целевых групп, а также желание использовать предлагаемые курсы в учебном процессе. Этому будет способствовать своевременное привлечение заинтересованных лиц к участию в проектных мероприятиях. Важным моментом является также организация и проведение мероприятий, направленных на распространение результатов проекта и проводимых на базе университетов-партнеров, а также публикации в СМИ, в сети интернет и доклады в рамках заключительной конференции. Чтобы привлечь внимание к проекту и вызвать заинтересованность, планируется публиковать подробную информацию о ходе проекта и его результатах. С этой целью создается сайт проекта, где будут размещены отчеты и даны ссылки, и который будут поддерживать на национальном уровне партнеры из Беларуси, России и Украины. Определенный резонанс у общественности должна вызвать заключительная конференция, проводимая в Симферополе. В рамках проблемного поля конференции будут представлены как результаты проекта, так и научные исследования в области экологического образования. На конференцию будут приглашены заинтересованные лица, осуществляющие свою деятельность в рамках заявленной проблематики. Особую привлекательность для целевых групп составят разработанные в рамках проекта курсы дистанционного обучения, которые минимизируют затраты и позволят проводить занятия вне зависимости от времени и места. Данные курсы признаются на официальном уровне соответствующими инстанциями, и поддерживаются такими структурами как РИПО и РИВШ в Беларуси, НИРО в России, П-ХГПУ и НАПН в Украине. Стороны подтверждают свои намерения, заключая договоры об организации и проведении курсов повышения квалификации. Начиная с М22, университеты-партнеры заключают долгосрочные договоры об организации и проведении курсов повышения квалификации для учебного персонала школ и ССУЗов. Таким образом проявляется и заинтересованность на уровне университетов-партнеров, т.к. за проведение курсов они получают доход, который не только гарантирует устойчивость результатов, но и дает возможность для совершенствования и модернизации учебных курсов и программ.

Работает на: Amiro CMS