English    Russian

Главная  /  Сотруднику  /  Публикации сотрудников

События и люди
24.11.17 
24.11.17 
24.11.17 
22.11.17 
21.11.17 

Университет в СМИ
03.11.17
12.10.17
27.09.17
18.09.17
06.07.17
05.05.17
03.04.17
07.03.17
17.02.17
08.02.17

Слуцкие пояса. Возрождение

21.12.12 Автор: Зав. кафедрой дизайна Казарновская Г.В.  Источник: «Вести ВГТУ» 

№31 декабрь 2012


Благодаря вкладу белорусских мастеров в историю западноевропейского декоративно-прикладного искусства, их развитому художественному вкусу и природному чувству цвета, слуцкие пояса с композиционной гармонией и своеобразной изысканной орнаментикой являются одним из высочайших достижений мировой художественной культуры.

Это изделие белорусского ручного ткачества – является не только произведением прикладного искусства, но и реликвией белорусов, своеобразной визитной карточкой страны. Для нас слуцкие пояса – национальная гордость, наш бренд.

Эта замечательная страница в историю Беларуси была вписана во второй половине XVIII – первой половине XIX веков, когда на мануфактуре, принадлежавшей князьям Радзивиллам, было налажено производство поясов тончайшей работы. Впоследствии эти пояса получили название «слуцкие», по месту производства. Из шёлковых, серебряных и золотых нитей искусством художников и ремесленников–ткачей создавались подлинные шедевры.

Значимость слуцких поясов нельзя рассматривать вне исторического контекста. Подобные изделия, сохранившие название слуцких, производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах. «Me fecit Slucicae» – «меня сделали в Слуцке» – такая метка ставилась на каждом поясе. В конце 18 века маленький город в Белоруссии был в числе признанных столиц европейской моды именно благодаря своим поясам. По слуцкой технологии пояса изготавливались в Варшаве, других польских городах и даже во французском Леоне. Более того – хотя пояса ткали во многих странах мира, именно в белорусском городе Слуцке рождались настоящие шедевры ткачества, служившие образцом для всех других поясов.

По подсчетам белорусского историка Адама Мальдиса, Слуцкая мануфактура менее чем за сто лет своего существования произвела около пяти тысяч поясов, каждый из которых неповторим. Потеряв свое значение как часть шляхетского костюма, пояса становятся в конце XIX века художественной ценностью.

Известно, что в 1939 году в резиденции Радзивиллов в Несвиже имелось 32 пояса, из них 16 – слуцкие. Вначале 1940 года они были переданы в Государственную картинную галерею БССР. В начале войны, перед самым захватом Минска немцами, пояса, не успев вывезти, спрятали в подвале галереи. В годы оккупации они бесследно исчезли.

Согласно вышедшему в 2009 году каталогу «Слуцкие пояса», в семи белорусских музеях сохранилось 11 целых поясов: пять из них – слуцкие, остальные изготовлены по их образцу за границей. Назвать точное количество слуцких поясов, находящихся в Польше, Украине, Литве и других странах сегодня никто не решится.

Только, к сожалению, исторически сложилось так, что в музейных собраниях Беларуси эти раритеты представлены единичными памятниками в отличие от России, Литвы, Польши, Украины. Сегодня в Слуцке нет ни одного оригинального образца знаменитого пояса, и жители города считают это обстоятельство исторической несправедливостью. В фондах Слуцкого краеведческого музея хранится лишь несколько небольших фрагментов.

Технологии создания поясов на сегодняшний день утрачены. Однако, потеря оригинала не должна мешает отстаивать свой исторический символ. Слуцкий пояс может стать символом целой страны наряду с другими национальными достопримечательностями.

Слуцкие пояса ткались на ручных станках в технике уточного гобелена, т.е. все цветовые эффекты в рисунке пояса получены исключительно нитями утка.

Пояс–аналог, представленный на рисунке по своей структуре и по характеру рисунка относится к последнему виду и является самым сложным по технологии изготовления. Из рисунка видно, что в поясе присутствуют грунтовые утки четырех цветов: красного, черного, золотого и оранжевого. В орнаментированной кайме пояса и на его концах используется техника «броше».

Основным сырьем для изготовления слуцкого пояса–аналога является натуральный шелк и золотые нити плоского сечения, которые используются в кайме пояса и на его концах.

Слуцкий пояс–аналог представляет собой феномен белорусского наследия, в нем используются сложнейшие техники ручного ткачества, воспроизвести которые в поясах, вытканных на других мануфактурах, не удалось.

Кафедрой дизайна нашего университета совместно с кафедрой технологии текстильных материалов разработана структура, технология изготовления аутентичного пояса на современном ткацком оборудовании, выполнены продольные разрезы для всех возможных цветовых и ткацких эффектов пояса, разработана последовательность прокладывания уточных нитей для реализации цветовых эффектов в поясе, для каждого из которых построены переплетения для насечки карт. Выполнена визуализация цветовых эффектов на экране монитора. Предложены два варианта ткачества аутентичного слуцкого пояса, первый из которых предусматривает использование в технологии техники ручного ткачества – прокладывание утков «броше» на концах пояса, второй – только машинное ткачество. Разработана схема технологического процесса ткачества, исключающая такие дополнительные операции в процессе подготовки нитей основы и утка как промывание шелка–сырца, перематывание, трощение и крашение. Анализ новейшего ткацкого оборудования, производимого известными мировыми поставщиками, показал, что для производства слуцких поясов необходим многочелночный ткацкий станок с двухсторонней сменой челноков, с заправочной шириной для выработки тканей до 50 см.

Разработанная уникальная технология изготовления слуцкого пояса и структура в нее входящая, позволят получить пояс, соответствующий историческому поясу–аналогу.

Работа выполняется в рамках государственной программы «Возрождение технологии и традиции изготовления слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» по Указу Президента Республики Беларусь.



Разделы / Творчество
Работает на: Amiro CMS