English    Russian

Главная  /  Сотруднику  /  Публикации сотрудников

События и люди
22.11.17 
21.11.17 
20.11.17 
20.11.17 
17.11.17 

Университет в СМИ
03.11.17
12.10.17
27.09.17
18.09.17
06.07.17
05.05.17
03.04.17
07.03.17
17.02.17
08.02.17

«Возможность создать новый образ - это и есть мода…»

08.02.13 Автор: Шаматульский Сергей, (студент гр. 4То-7)  Источник: Студенческий Вестник 

№ 10 апрель 2012


Актуальное интервью

Экспресс-портрет:
Людмила Тараканова: член Белорусского Союза Дизайнеров (БСД), участник международных, областных и городских художественных выставок, пленэров, акций. Лауреат международных и республиканских конкурсов модельеров-дизайнеров в Москве, Смоленске, Калининграде, Минске, Витебске, автор более 40 коллекций мужской и женской одежды, доцент кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета.


О моде:

- Так что же такое мода, для Вас в частности?

- Для меня, прежде всего, это образ. То есть это метод решения визуальной внешности того носителя, который оценивает мой труд и предлагает себя в комбинации кон- кретных изделий.

- Ну, а если обратиться к Витебску или даже Беларуси. Есть ли она здесь? Отличается ли от других государств?

- Вообще, многие задают этот вопрос. Но, в моем понимании, мода - это международный феномен. Сегодня существуют пристрастия к одному типу автомобилей, к одному типу часов, сегодня мы выбираем интерьер стиля 60-х годов и отвергаем интерьеры в стиле модерн или наоборот. Мы выражаем свои вкусы… Я не могу сказать, что в Витебске моды нет. Конечно, она есть, только другого рода. Тут играет роль региональное воздействие, типология человека и даже тип его осанки. К примеру, я побывала на LFW (Львовская неделя моды), и для меня было огромным удивлением, что там, в основном, мужчины коренастые, широкоплечие, широкогрудые, как мы говорим «качки», совершенно отличимые от витебчан.

А в принципе мода, я считаю, в Беларуси существует как общее явление, то есть выделять ее нельзя, потому что она, конечно, несет европейские отголоски. Те же джинсы, те же милитари. Просто каждый выражает себя по-разному, в меру своих каких-то сдерживающих качеств. Вообще, ментальность белорусов, более спокойная, и, может быть, не каждый из молодежного круга может резко сменить свой стиль или образ. Чаще всего выбирается один типаж. Сегодня, допустим, в моде а-ля ребяческий стиль, с узкими брюками и с короткими курточками. И эта ситуация вас на данный год устраивает. Поменяется сезон, поменяется год, придет совершенно иного плана одежда - и практически большая часть населения будет это носить.

Здесь же еще система подражания играет свою роль. Ведь как так, если у молодого поколения, например, до 18-20 лет не будет данной вещи – значит, ты отсталый человек. Единицы из молодых студентов 17 -18 лет выделяются из толпы. Это приходит к 20-22 годам, когда они уже начинают самостоятельно думать и соображать. Когда мои студенты старших курсов идут, сразу понятно, что они художники.

- Как Вы думаете, с чем это связано?

- С культурой! Конечно, приобретаются навыки и знания определенного рода. Что касается художественной среды – они всегда отличаются от всех. Обратите внимание, они умеют и не боятся комплектовать вещи старых образцов, той же самой винтажной среды. Девочки могут одеть ситцевые платья на какие-либо шерстяные штаны и при этом взять чемодан в руки. И они этим создают образ, они создают моду. Вообще, возможность создать новый образ - это и есть мода. Ведь есть мода авторская, а есть мода массовая. Масс культура – это то, что продают на рынках. Я туда вообще не хожу, меня там просто нет. Может быть, это и плохо… Но меня не привлекает это.

- А витебчане умеют одеваться?

- Я, кстати, как-то поймала себя на мысли: куда исчезли стильные люди? А это оказалось было лето – студенты уехали. Понимаете, молодежь, живущая здесь во время учебного года, на мой взгляд, и составляет ту массу людей, которые умеют модно одеваться, они выражают себя через одежду. Хотя, может, я обращаю большое внимание на молодое поколение из-за того, что я с ней постоянно работаю.

- Ранее Вы упомянули LFW, также Вы участвовали и в BFW (Белорусская неделя моды). Что Вы можете сказать об уровне этого мероприятии?. Хватает ли сил у Минска для проведения такого рода модных недель?

- Вы знаете, у меня такая ассоциация сейчас сложилась в голове: BFW, на данный момент - это цыпленок, и пока его все клюют. Его клюют, а он растет. Дело в том, что ребята, которые работают и организовывают данное мероприятие, выставляют творчество художников, творчество мастеров на всемирное обозрение. Интернет порталы освещают BFW, то есть прославляются как дизайнеры, так и сама неделя. Здесь такая двойная заинтересованность существует. Хочу отметить, что и Янина Гончарова и Клим Андреев (организаторы BFW) - полные энтузиасты своего дела. Они будут сидеть в договорных обязательствах, в финансовых растратах, но при этом они упрямо будут идти к цели. Почему? Потому что такого мероприятия нет и не было в Беларуси!

К примеру, в России в свое время существовало четыре таких недели, а осталось только две. Вы понимаете, что вести и финансировать подобные мероприятия очень тяжело. На данный момент третья неделя моды BFW осталась полностью без финансирования, и ребята делали ее полностью за счет собственных средств и сил. Из-за этого я очень уважаю их труд. Огромная им благодарность. И то, что они вытаскивают молодых художников, устраивают конкурсы и привлекают модельеров – это, несомненно, хорошее начало.

- Была ли разница в LFW или Volvo неделей моды в Москве, в которой вы также принимали участие, в сравнении с BFW?

- Была. Но какая… Дело в том, что Volvo fashion week - очень опытное мероприятие. Она очень качественная и солидная, сам факт того, что неделя проходит в Гостином дворе. А у нас здесь такое очень скромное помещение, но я хочу сказать, что не территория и не статус помещения определяют уровень. Конечно, можно сказать – «Что вы там выбрали, - как я уже слышала, - ангар или сарай…», что-то такое… А ведь когда-то и RFW начинала со сборных павильонов.

Подумайте, когда проводится Volvo FW, то она уже спонсирована компанией Volvo, а вторая неделя, которая проходит в Москве, поддержана компанией Mercedes. И они постоянно конкурируют, кто лучше. За счет этого они привлекают звезд, за счет этого они ставят показы, которые, на их взгляд, более коммерческие, на вечернее время. И это не говорит о качестве самих показов. Поверьте. Вот следом за мной на VFW был показ, где собралась огромная группа звезд и VIP лиц, таких «селебрети» - это вообще было потрясающе-ужасающе! Катя Лель, Влад Топалов, Бари Алебасов, в общем все... Но, поверьте, это был полный бред. Там они в таких непрофессиональных страшных одеждах были, которые и коллекцией назвать нельзя, не то что модой! Их даже смотреть не хотелось. То есть «звездам» платят - они приходят.

- То есть там все основано на деньгах?

- Конечно! Если бы в Минск призвали звезд, интерес, конечно, был бы выше. Но надо ли это? Я знакома с Инной Афанасьевой, но это не значит, что я обязана пригласить ее. Я могу пригласить, а могу и не пригласить. Лучше я позову председателя союза дизайнеров Дмитрия Сурского, чье профессиональное мнение я уважаю, и он скорее оценит мой труд, нежели придет «звезда» и будет просто себя лицезреть.

Это мероприятие чисто для профессионалов. Лучше я привезу студентов, чтобы они учились работать с моделями на подиуме. А если Лариса Грибалева захочет, она и сама придет на мой показ.

- Как я понял, BFW более открытое и, на данный момент, не коммерческое мероприятие?

- Да. Здесь цель собрать профессионалов для обмена опытом. Тут можно учиться. И BFW больше, чем кто-либо, предоставляет такую возможность. Но надеюсь, ситуация поменяется.

- А можно ли сделать нечто подобное в Витебске?

- В Витебске (задумалась) … можно. Но для этого нужна заинтересованность руководителей города. Если такую инициативу поддержать на уровне местной управы, то все получится. Вспомните конкурс модельеров «Белая Амфора», который долгое время существовал у нас. Он был прерван в связи с переменой руководства отдела культуры, а не по причине уровня или успеха самого мероприятия.

О себе:

- Вернемся к Вам. Не секрет, что после Московской недели моды бренд TARAKANOVA появился на страницах весомого издания Collezioni Uomo, рядом с такими весомыми брендами, как Vivienne Westwood и Calvin Klein. Как это произошло? Это как- то изменило Вас внутренне?

- Все началось с того, что журнал Collezioni Uomo и его редакторы пригласили меня как автора мужских коллекций участвовать на пятилетнем юбилее русского издания в прошлом году, в декабре. Я демонстрировала там часть коллекции «Пацаны» и была крайне удивлена тем, что когда я отработала и уже упаковывала коллекцию, ко мне подошла девушка и, показывая пальцем на модели, сказала: «Мы берем это, это и это…». Я поинтересовалась куда? На что она ответила: «В Милан, мы завтра утром улетаем на съемки». Получается, я была поставлена перед фактом. Для меня это было так неожиданно, что и удивляться было некогда.

Стилисты Collezioni использовали мой плащ в комплектации с изделиями разных авторов. Это их видение образа какой-либо определенной темы. Хотя иногда, мне кажется, лучше сохранить авторский лук, не разбивая его.

- Вы получили очень сильное консервативное образование в Московском текстильном институте им. А.Н. Косыгина. Как это повлияло на Вас?

- Я бы не сказала, что это консервативное образование. Это базовое образование для модельеров широкого профиля. Я окончила факультет прикладного искусства. И до сих пор это очень престижно. Когда я поступала туда, был конкурс десять человек на место, и я поступила с первого раза… Вообще, вуз занимается подготовкой художников текстильного профиля с 1919 года, представляете. Там работали художники авангардисты, которые и стояли у истоков создания массового костюма и массовой моды. Вуз мне дал многое, хотя я хочу сказать, надо любить свою специальность вначале. Любое образование по моему уровню - это степень самообразования, потому что если тебе это не нужно, никто тебя уже не заставит и не усилит твое желание стремиться к знаниям. К примеру, очень большое количество девочек, окончивших МТИ, остались в ряду домохозяек с прекрасным образованием.

- Как преподаватель, скажите, сложно ли сочетать преподавание с дизайнерской деятельностью?

- Вы знаете, здесь надо иметь творческую страсть. Общаясь со студентами меня начинает, как я это называю, «заводить». Потому что ты видишь одни эскизы, у тебя тут же рождается идея, что можно добавить. И когда студент не знает, как улучшить их, получается, ты отдаешь эти идеи. Просто их даришь. Хотя, с другой стороны, когда эти идеи потом девочки пропускают через свое сердце и пытаются своими руками сделать коллекции – это здорово!

- Вы сталкиваетесь с критикой?

- Скажем так: легко обсуждать и осуждать то, чего не знаешь. Получается, кто-то просмотрел коллекцию, пропустил через себя как зритель и говорит: «Какие пошлые брюки» или еще что-нибудь в этом роде. На что я все время говорю: «Прежде чем осуждать, попробуйте сами. Сходите в магазин, выберете ткань, представьте ее объемной». Вообще организовать весь процесс воспроизводства собственных идей, сделать примерку, собрать образ, так называемый лук, сделать очередность порядка коллекций - это очень трудно. И радуешься, когда один к одному твой эскиз воплотился в материал. Это такое счастье!

Процесс реализации собственных идей поглощает тебя. Идеи приходят по-разному. Идеи фиксируются по-разному. Итог может радовать кого-то, удивлять или наоборот. Но я не ставлю перед собой цели услышать: Тараканова молодец! Ничего подобного, для меня самое главное - выразиться. Потому что если я не буду выражаться, я буду считать себя сумасшедшей. Ненормальной. Да, все это идет в ущерб семье, но я благодарна мужу и ребенку, которые полностью меня понимают и принимают такой, какая я есть.

- У Вас есть мечта?

- Ой, Вы не представляете. Все банально. Моя мечта в том, что бы жила моя мама и, пока есть возможность, я могла наслаждаться общением с ней. Это все.

Р.S: К моменту написания интервью стало известно, что Людмила Тараканова была признана лучшим дизайнером года Беларуси, по мнению Ассоциации белорусских стилистов.




Разделы / Студенческий Вестник
Работает на: Amiro CMS