16 мая Витебский государственный технологический университет в соответствии с планом проведения в 2019 году в учреждениях высшего образования и научных организациях, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, научных и научно-технических мероприятий провёл Международный научно-практический круглый стол «Гуманитарная составляющая высшего образования как фактор модернизации современного общества».

Целью проведения данного мероприятия являлось определение роли гуманитарной составляющей высшего образования и перспективы её развития в Республике Беларусь и на постсоветском пространстве.

В работе круглого стола приняли участие представители ведущих вузов Республики Беларусь и учёные высших учебных заведений ближнего и дальнего зарубежья.

Проблемное поле круглого стола:

  • теоретические основания проблемы гуманизации образования;
  • гуманистическая парадигма высшего образования;
  • мировоззренческий потенциал естественнонаучных и технических дисциплин;
  • гуманитарная составляющая высшего образования и безопасность личности;
  • гуманитарная экспертиза научных программ и проектов;
  • гуманизация высшего образования как средство утверждения ценностей гуманистической культуры;
  • гуманитарная составляющая высшего образования и социальная компетентность личности;
  • практическая реализация проекта Концепции оптимизации содержания, структуры и объёма социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.

На обсуждение было вынесено две темы: «Роль гуманитарного образования в современном мире» и «Проблемы и перспективы гуманитарного образования в Республике Беларусь».

В работе круглого стола приняли активное участие: кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Могилёвского государственного университета Ю.В. Аленькова; доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Ю.М. Бубнов; кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и методологии университетского образования Республиканского института высшей школы М.Г. Волнистая; кандидат исторических наук, доцент, директор Витебского филиала УО Федерация профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО» А.Л. Дединкин; кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П.М. Машерова А.Н. Дулов; кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета С.П. Кулик и другие.

На круглом столе были представлены и заочные участники: кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого Г.В. Ваныкина; кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Белорусского государственного технологического университета А.К. Гармаза; кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности УО «БГТУ» И.Т. Ермак; доктор политических наук, профессор, член-корреспондент АНРТ, вице-президент Академии наук Республики Таджикистан Муххамад Абдурахмон Навруз.

Обсудив проблемы современного состояния гуманитарной подготовки студентов высших учебных заведений, определив её значение в процессе формирования будущего специалиста и сознательного гражданина общества, участники мероприятия констатировали, что основным капиталом современного общества выступает человек, способный к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений; в гуманистической парадигме образования человек рассматривается как высшая ценность общественного развития; задачей современной высшей школы является формирование образованного высококвалифицированного специалиста; радикальное обновление высшего образования возможно при условии реализации трёх приоритетных задач: фундаментализации, информатизации, гуманизации/гуманитаризации.

Также в ходе проведения круглого стола были выдвинуты следующие рекомендации:

  • Палате Представителей Национального Собрания Республики Беларусь – активизировать работу по принятию новой редакции Кодекса об образовании.
  • Министерству образования Республики Беларусь: обеспечить сохранение блока социально-гуманитарных дисциплин в структуре учебных планов вузов; утвердить новую концепцию преподавания социально-гуманитарных дисциплин; выработать практические рекомендации по методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин; включить в учебные планы всех специальностей и форм подготовки Государственный экзамен по дисциплине «История белорусской государственности».
  • Высшим учебным заведениям Республики Беларусь: с учётом региональных особенностей разработать и включить в учебные планы всех специальностей спецкурс «История малой Родины».